Рубрики статей

Мой сын Усама: первое интервью матери бен Ладена

Спустя 17 лет после трагедии 11 сентября семья бен Ладен согласилась поговорить с американским журналистом Мартином Чуловом о своем знаменитом родственнике. Инфо24 публикует перевод этого разговора.

Редакция Инфо24 напоминает, что «Аль-Каида» – это террористическая организация, запрещенная в России.

В кресле, стоящем по центру просторной комнаты, сидит пожилая женщина в ярком платке с узорами. Это Алия Ганем, мать некогда самого опасного преступника и террориста номер один Усамы бен Ладена. На столике рядом с ней — фотография сына.

Чуть поодаль сидят два других сына, Ахмад и Хассан, а также второй муж Мохаммед аль-Аттас, который вырастил всех троих братьев. У каждого члена семьи своя история о бородатом мужчине с фотографии, но в этот день все внимание приковано к Алие. Семья собралась, чтобы услышать о бен Ладене от той, для кого он был любимым сыном, который почему-то сбился с пути.

«Мне было тяжело, когда он уехал, — начинает Алия, – Он был замечательным ребенком, который очень меня любил. А он — она показывает на своего мужа, худощавого подтянутого мужчину, одетого в безупречно отглаженный белый тауб – он воспитывал Усаму с трех лет. Он хорошо относился к сыну».

Встреча проходит в семейном поместье в Джидде, городе в Саудовской Аравии, который в течение нескольких веков был домом для клана бен Ладен – одного из богатейших семейств королевства. Их строительная империя возвела огромную часть зданий современной Саудовской Аравии и сейчас принимает активное участие в политике государства.

В течение многих лет Алия и остальные члены семьи отказывались говорить об Усаме. Они не давали интервью журналистам почти 20 лет, все то время, пока бен Ладен руководил «Аль-Каидой». Наконец, после смерти террориста номер один новое правительство Саудовской Аравии во главе с амбициозным 32-летним наследником престола Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом дало согласие на просьбу поговорить с семьей Усамы бен Ладена.

Поступки Усамы оставили пятно позора не только на его семье, но и на стране в целом, поэтому верховные чиновники верят, что интервью с семьей бен Ладена покажет, что вина за трагедию 11 сентября лежит на «изгое общества», а не на гражданине Саудовской Аравии.

Однако родственники Усамы бен Ладена не сразу пошли на контакт. Лишь после переговоров и раздумий они дали согласие на интервью. День встречи пришелся на жаркое начало июня. Кроме членов семьи бен Ладен в комнате присутствовала наблюдатель от правительства Саудовской Аравии, однако она не предпринимала никаких попыток повлиять на ход беседы.

Сидя между двумя братьями Усамы, Алия рассказывает о своем первенце, как о «скромном мальчике, который хорошо учился». К 20 годам он стал «сильным и амбициозным молодым человеком». Радикальные мысли впервые появились у него в Университете короля Абдулазиза в Джидде, где он изучал экономику.

«Люди в университете изменили его, — говорит женщина. — Он стал другим человеком». Во время учебы Усама познакомился с человеком по имени Абдула Аззам, членом организации «Братья-мусульмане», которого впоследствии изгнали из Саудовской Аравии и который стал духовным наставником Усамы.

«Он был очень хорошим ребенком, пока в 20 лет не встретил людей, которые промыли ему мозги. Можно назвать это сектой. Я всегда говорила ему держаться от них подальше, а он никогда не признавался мне, чем занимался. Он очень сильно меня любил», — вспоминает Алия.

В начале 1980-х Усама бен Ладен отправился в Афганистан, чтобы бороться с советской оккупацией. «Все, кто тогда встречался с ним, уважали его. Поначалу мы им очень гордились. Даже правительство Саудовской Аравии очень уважительно к нему относилось. А потом он стал террористом», — рассказывает брат Усамы Хассан.

Повисает долгая пауза. Затем Хассан продолжает: «Я очень горд тем, что он был моим старшим братом. Он многому научил меня. Но я не думаю, что горжусь им, как человеком. Он стал мировой знаменитостью, но это была пустая слава».

Алия внимательно слушает сына, а потом снова вспоминает о детстве бен Ладена и заметно веселеет. «Он был очень прямолинейным. Очень хорошо учился. Ему нравилось учиться». Могла ли она тогда представить, что однажды он станет террористом? «Это никогда не приходило мне в голову. Мы были ужасно расстроены. Я не хотела, чтобы это произошло. Почему он все бросил?»

Кадр CNN

Семья рассказывает, что в последний раз они видели Усаму в Афганистане в 1999 году. В тот год они дважды навестили его на военной базе в пригороде Кандагара. «Это было место неподалеку от аэропорта, который они отвоевали у русских. – вспоминает Алия, – Он был рад видеть нас. Когда мы у него гостили, он каждый день показывал нам окрестности. Он забил для нас животное, устроил праздник, на который всех пригласил».

Алия предается воспоминаниям, рассказывает и о своем детстве в сирийском городе Латакия на берегу Средиземного моря. В Саудовскую Аравию она переехала в середине 1950-х. Усаму родила в 1957 году в Эр-Рияде. Она развелась с его отцом спустя три года и вышла замуж за аль-Аттаса, который в начале 1960-х был администратором в формирующейся империи бен Ладенов.

Мать бен Ладена затихает. Она решает немного отдохнуть в соседней комнате, уходит, а в разговор вступают братья Усамы.

«Знаете, матери редко бывают объективны. С 11 сентября прошло уже 17 лет, а она все еще отрицает, что Усама виноват, — говорит Ахмад. – Она так сильно его любила, что теперь обвиняет всех, кто его окружал. Она знала только его хорошую сторону – ту, которую мы все видели. Она никогда не встречалась с другой его стороной».

По словам Ахмада, семья с самого начала знала, что в теракте 2001 года виноват бен Ладен. «Я был шокирован, обескуражен, когда мы увидели новости. Это было очень странное чувство. От мала до велика — мы все его стыдились. Мы знали, что нам придется столкнуться с ужасными последствиями. Все родственники, проживавшие за границей, вернулись на родину».

Члены большой семьи бен Ладен тогда жили в Сирии, Ливане, Египте и в Европе. «После этого нам запретили выезжать из Саудовской Аравии. Правительство сделало все возможное, чтобы контролировать нашу семью».

Наследие бен Ладена и сегодня остается одной из главных проблем в государстве. Как вспоминает принц Турки ибн Фейсала Аль Сауда, который руководил разведкой Саудовской Аравии в течение 24 лет, «было два Усамы бен Ладена». Один до окончания советской оккупации Афганистана, второй – после.

«До» был идеалистически настроенный молодой человек. Он не был бойцом. По его собственному признанию, он потерял сознание в середине битвы, а когда очнулся, советские войска уже были разгромлены!».

Бен Ладена до сих пор почитают знаменитостью в некоторых регионах страны. Однако реальный масштаб поддержки оценить сложно. Новое правительство страны разрешило двум женам Усамы, уроженкам Саудовской Аравии, которые жили в Пакистане, и их детям вернуться на родину. Правда, теперь за границу они выехать не смогут.

Кадр CNN

Напоследок семья говорит о младшем сыне бен Ладена, 29-летнем Хамзе. Не так давно он женился на дочери Мухаммеда Атты. Атта был одним из главных исполнителей терактов 11 сентября 2001 года — за штурвалом угнанного Boeing он врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В прошлом году Хамза официально получил статус «международного террориста».

Его дяди качают головами. После небольшой паузы Хассан говорит: «Мы думали, что все осталось в прошлом. А потом узнали, что Хамза собрался мстить за отца. Если бы он стоял передо мной сейчас, я бы пожелал, чтобы Бог указывал ему дорогу, и чтобы племянник дважды думал о том, что делает. Я бы сказал ему не идти по стопам отца: они открывают самые темные уголки души».

Оценка записи
0
16:57
509
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Портал не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте Buzuluk56.ru, а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки, а также комментариев. Комментарии к публикациям являются личным мнением пользователей сайта. Ресурс может содержать материалы 16+